Марина 15 лет проживает в семье опекуна. Девочка шрамирует себя, расцарапывает себе руки монетками, делает сама себе наколки в момент стресса. Присутствуют суицидальные мысли. Марина прошла лечение в детской психиатрической больнице, лекарства принимает, но улучшений нет. Девочка ходит в школу, учится удовлетворительно, хочет стать педагогом. С первого взгляда улыбчивая, жизнерадостная. Винит себя в смерти родного брата, который умер случайно. Девочка идет на контакт с психологом.
Информация о семье:
Опекаемая семья. Девочка проживает в семье 4 года, ранее проживала в кровной семье, где родители злоупотребляли алкоголем и в дальнейшем лишены родительских прав. На данный момент с кровными родителями подросток не общается. Есть кровные бабушка и дедушка, но они не изъявляют желание взять девочку под опеку. Был кровный младший брат, но погиб случайно и за это девочка себя винит. В опекаемой семье есть 2 кровных ребенка. На данный момент дети изъяты из семьи.
Описание проблемы:
В кейсе описана форма аутоагрессии, иначе селфхарм, которая выражается в умышленном или подсознательном стремлении наносить телесные повреждения самому себе. В большинстве случаев аутодеструктивные действия совершаются без намерения покончить с собой, а с целью испытать физическую боль.
Основной причиной самоповреждений является невозможность открыто выражать отрицательные эмоции, неспособность контролировать собственные реакции. Подросток не знает экологичного выхода для своих негативных эмоций: агрессии, гнева, обиды, желания отомстить. При выполнении аутодеструктивных действий подросток снимает нервно-психическое напряжение; выплескивает негатив; избавляется от внутренней пустоты; наказывает себя за проступки, реальные и мнимые недостатки внешности, характера (непривлекательность, мягкотелость, трусость, доверчивость и т. д.); переключается; привлекает внимание, провоцирует тревогу у родных и друзей; заглушает суицидальные мысли; испытывает подобие эйфории.
Патогенез самоповреждений: главным является необходимость переключиться с душевной боли на физические ощущения. На физиологическом уровне аутодеструктивное действие сопровождается выбросом в кровь нейропептидов из группы эндорфинов, схожих по действию с опиатами. После приступа аутоагрессии появляется облегчение, возвращается способность контролировать чувства и действия. В случае, аутоагрессии при депрессии самотравмирование заполняет ощущение внутренней пустоты – сначала страхом и болью, затем эйфорией.
Рекомендации для психолога (решение проблемы):
1. Психодиагностическое обследование: психотип личности, уровень интеллектуального развития, особенности характера и психоэмоционального реагирования, уровень тревожности, импульсивности, наличие стресса и депрессии.
2. Лечение самоповреждения: наиболее эффективны когнитивно-поведенческая и диалектическо-поведенческая терапия, семейные психотерапевтические занятия.
3. Психологу в работе с аутоагрессией важно:
а) определить триггеры, побуждающие к аутодеструктивным действиям — обстоятельства, события, чьи-то высказывания.
б) научить клиента осознавать признаки надвигающегося приступа аутоагрессии. Например, учащенное сердцебиение, дрожь, сильные отрицательные эмоции (гнев, страх, скорбь, обида).
в) научить клиента распознавать и переживать чувства, эмоции, ощущения, которые сопровождают вышеописанное состояние.
г) научить клиента навыкам отвлечения.
д) научить клиента просить о помощи.
е) научить клиента хвалить и поощрять себя каждый раз, когда удалось удержаться от нанесения самоповреждений.