Кейс «Я остался один, мне страшно жить!»

К психологу обратился молодой человек 17 лет. В процессе работы были выявлены суицидальные мысли, попыток самоповреждающего поведения не было. У юноши присутствуют страхи в общении со сверстниками. Молодой человек закрытый, не умеет взаимодействовать. Спит при свете, так как панический страх темноты, связанный с ситуацией, когда предыдущий отчим бил маму и его в темноте. Увлечений нет. Расстался с девушкой. Бросил бассейн, тренировки, так как много людей на них присутствует. Уходит от реальности, играет в чатах.

Информация о семье:
опекаемая семья. Шесть месяцев назад умерла мама. Сейчас под опекой отчима. Со слов специалиста, отчим эмоционально «холодный». Есть бабушка со стороны отца кровного, которая проявляет гиперопеку. Родной отец умер. Мальчик учится в техникуме.

Описание проблемы:
В кейсе описаны две проблемы: вторичной профилактики суицида и проживания горя потери матери.

В первую очередь перед педагогом-психологом стоит задача оценки риска самоубийства. Существует три степени риска: незначительный риск (наличие суицидальных мыслей без определенных планов), риск средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации), высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого). Оценить степень риска, педагог-психолог может, используя следующие диагностические методы: патохарактерологический опросник (Личко), тест фрустрационной толерантности (Розенцвейга), опросник суицидального риска (ОСР), опросник социально-психологической адаптации (Роджерса-Даймонда), шкала самооценки уровня тревожности (СпилбергераХанина), опросник агрессивности (Басса-Дарки). В рамках каждой из степеней риска существуют определенные стратегии и действия.

Следующее задача психолога – это помощь при проживании горя потери близкого. Процесс горевания – это индивидуальный путь клиента. Как правило, к психологу приходит клиент на второй или последующих стадиях проживания горя. К этому моменту он длительное время переживает мучительные воспоминания об умершем, может даже разговаривать с ушедшим, как будто он жив, и ощущать его рядом. В этот период времени клиент испытывает бессилие, апатию, вину и злость на людей или обстоятельства. Возможно, подросток в данном кейсе получил вторичную травматизацию, т.к. его родной отец ранее умер. В этом, случае смерть матери усиливает негативные чувства мальчика и не пережитое горе потери отца.

Рекомендации для психолога (решение проблемы):
1. Направление подроста на консультацию психиатра (в соответствии с Алгоритмом взаимодействия образовательных организаций с иными субъектами, осуществляющими защиту прав и интересов детей, для обеспечения комплексной работы с несовершеннолетними, демонстрирующими признаки суицидального поведения. Протокол областной ТКДНиЗП №1 от 07.02.2019).
2. Обязательно психологу, курирующему случай, отследить результат прохождения подростком консультации психиатра.
3. Составление планы работы с целью оказания подростку эмоциональной поддержки, проработки суицидальных чувств и негативных чувств в связи с потерей близких, ориентация на сильные стороны подростка. Возможно использовать: метафорические карты, аутогенная тренировка (создать формулу самовнушения), рисуем страхи, выделить ресурсы, инструмент «Звездная карта».
4. Проработка утраты и травмы потери.