Программа подготовки ребенка в семью

Проект «Программа подготовки ребенка к помещению в замещающую семью» 2021 - 2022 г.г.

Проблемы, которые решал проект:
В Свердловской области в 2021 году было 67 отказов от приемных детей. За 2016-2021 годы статистика показывает, что от 20 до 50% отказов происходят по психолого-педагогическим проблемам: низкий уровень развития ребенка, неумение родителей выстраивать отношения с ребенком и корректировать его поведение, нарушения психики ребенка, отсутствие учебной мотивации и прочее. Основные проблемы, влияющие на отказы от детей связаны с низким уровень ресурсности приемных родителей, недостаточной подготовкой в школе приемных родителей, неблагополучным жизненным опытом детей, которые не готовы к формированию нового жизненного уклада и отсутствием комплексной работы с психологом и родителями по подготовке ребенка к жизни в замещающей семье и успешной адаптации в ней.

Выполнено в ходе проекта:
Созданная нами программа решает две из этих проблем и ставит перед собой следующие задачи:
- Своевременное выявление психологических проблем ребенка, проживание негативного жизненного опыта и формирование образа будущего (травмы, смерть, болезни, жестокое обращение)
- Формирование у ребенка понятий о семейной жизни и семейных отношениях
- Формирование детско-родительских отношений с новыми родителями, преодоление сложностей во взаимоотношениях
- Консультирование родителей, прозрачная обратная связь об особенностях ребенка, возможных трудностях
- Сопровождение психолога на всех этапах подготовки и помещения ребенка в новую семью.

Продукты проекта

1. Макрокарта потока подготовки ребенка к помещению в замещающую семью
2. Индивидуальная карта ребёнка
3. Диагностический портфель
4. Сборник практических упражнений

 

Улучшения после реализации проекта
Показатель Было Стало
Комплексная работа специалистов стационарного отделения по подготовке ребенка к помещению в семью Нет четкого алгоритма подготовки к помещению ребенка в семью Работа по подготовке ребёнка к помещению в замещающую семью проводится в соответствии с макрокартой потока
Диагностика готовности ребёнка к жизни в семье Не проводится Проводится
Психологическая готовность ребенка к помещению в замещающую семью У детей не развиты представления об особенностях жизни в семье, распределении обязанностей, правилах взаимодействия С детьми проводится психологическая работа, направленная на формирование семейных понятий и представлений
Формирование гармоничных детско-родительских отношений Не проводятся индивидуальные и совместные занятия с детьми и родителями Проводятся индивидуальные и совместные занятия с детьми и родителями, создан сборник практических упражнений для занятий
Результаты работы Результаты и ход работы по подготовке ребенка нигде не отражены, обратная связь от родителей не собирается Результаты и ход работы по подготовке ребенка отражены в Индивидуальной карте ребёнка, там же хранится анкета обратной связи от родителей
В результате апробации проекта все семьи, с которыми велась работа, легко преодолевали кризисные ситуации, они практически не нуждались в дальнейшем психологическом сопровождении, риска отказа в этих семьях мы не наблюдали. На данный момент мы продолжаем

 

Команда проекта

Лидер - Петрова Олеся Владимировна (педагог-психолог стационарного отделения)
Аналитик проекта - Волченкова Татьяна Георгиевна (методист)

Члены команды: Вылегжанина Наталья Юрьевна (специалист по социальной работе стационарного отделения)
Созинов Дмитрий (программист)

 

По результатам 2021 года лидер проекта Петрова Олеся Владимировна признана самым успешным лидером – новичком проектов учреждения. 

 

Альбом проекта

*Фотографии публикуются с согласия граждан на использование изображения для размещения на сайте ГАУ Гнездышко.