Когда ребенок живет в семье, навыки для жизни формируются постоянно и постепенно. В любящей семье ребенок каждый день, понемногу учится ухаживать за одеждой, готовить еду, содержать дом в чистоте, разбираться в коммунальных услугах, соблюдать меры безопасности в интернете, в поездках, в походах и так далее. В учреждении социальной помощи развитие навыков замедляется, так как большая часть домашних дел выполняют сотрудники в силу требований законодательства - оказать воспитаннику услуги проживания, питания и так далее. С другой стороны, в Постановлении Правительства РФ N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" прямо указано на необходимость создания условий, приближенных к семейным.
Учреждение должно организовать воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах.
Мы подошли к этой задаче системно, нашей целевой аудиторией стали воспитанники стационарных отделений учреждений социальной помощи в возрасте от 3 до 17 лет, находящиеся в группах круглосуточного и дневного пребывания. Мы организовали:
1. Визуально понятные, безопасные места для развития навыков в активной форме, оборудованные необходимой техникой, оборудованием и расходными материалами, а именно:
- уголок хозяйки с гладильной доской и принадлежностями для ухода за одеждой
- уголок чистоты для стирки одежды со стиральной машиной
- полностью оборудованная кухня с необходимым запасом продуктов
- уголок хозяина с оборудованием и расходными материалами для мелкого ремонта в доме
- садово-огородный участок с теплицей
2. Мы оборудовали все места визуальные формы алгоритмов действий (Следуй Определенным Правилам (СОП)ы) для самостоятельного освоения и взаимообучения необходимым навыкам, создали место обучения Точка сборки/
3. Для формирование навыков мы организовали Дом час, время для которого, закреплено в Распорядке дня и на Фабрике Событий (план мероприятий)
4. Все дети, проходящие реабилитацию в учреждении, диагностируются на уровень сформированности навыков; после чего составляется индивидуальный план развития навыков.
5. К обучению детей, проходящих реабилитацию в группах дневного пребывания, привлекаются дети группы круглосуточного пребывания из числа наиболее подготовленных.
Навстречу будущему. Модель развития жизненно важных навыков у детей – воспитанников учреждений социальной помощи через уклад жизни и применение Lean – технологий