Дом час - практика формирования у детей бытовых навыков для самостоятельной жизни в формате "как дома", реализуемая в стационарном отделении Гнездышко с 2020 года.
ЗАЧЕМ? Проблема №1 для выпускников учреждений - это отсутствие самых простых "житейских" навыков. Кто-то считает, что хлеб растёт на деревьях. Дети в семье учатся вести хозяйство сначала наблюдая, затем участвуя, и, наконец, самостоятельно выполняя некоторые работы по дому. У наших детей нет такой возможности, поэтому мы искусственно создаем условия, когда ребёнок может каждый день пробовать, ошибаться, учиться, и наконец, лучше нас - учителей, вести хозяйство: планировать бюджет и распоряжаться финансами, содержать дом в чисто и порядке, готовить, стирать и много другое.
КАК мы это делаем?
1. Организовали уголки для развития навыков (модулей, оборудованных техникой и расходными материалами): кухня, уголок хозяина с верстаком, уголок хозяйки с техникой и средствами для ухода за одеждой, теплица и т. д.;
2. Ввели в режим дня ежедневные групповые и индивидуальные занятия от элементарной приборки рабочего стола после выполнения уроков до подготовки праздничного стола на Новый год. Эти занятия включены в Распорядок дня и конкретизированы в графике Домчаса, который составляет «старшая мама» Оксана Анатольевна
3. Разработали СОПы (следуй определённым правилам) - визуализированные алгоритмы выполнения действий от простого "как постирать носочки" до сложного "как организовать день рождения", которыми наши дети пользуются до тех пор, пока навык не отточится;
4. Включили "умелых" детей в обучение и помощь новичкам. Практика показала, что дети гораздо быстрее учат друг друга в форме игры или задачи, которую надо выполнить вместе;
5. Проводим мониторинг сформированности навыков у детей и учимся новым навыкам, чтобы научить наших детей быть самостоятельнее нас.
ЧТО мы делаем на Домчасе?
Обычные дела:
1. В четверг меняем белье, сортируем его по цвету и загрязненности, правильно складываем, помогаем малышам и новеньким.
2. Суббота или воскресенье Проводим генеральную уборку в спальнях и в местах хранения игрушек, книг, спортинвентаря
3. Понедельник\вторник\среда. По заданию «Старшей мамы», после школы убираемся на кухне, делаем мелкий ремонт одежды
4. В субботу или воскресенье чистим и гладим школьную форму и обувь.
Сезонные дела:
1. После школы, во время прогулки чистим дорожки, строим горку или прибираемся на месте для пикника
2. Сажаем и ухаживаем за рассадой, поливаем грядки и теплицу, проводим прополку растений
3. Готовим заготовки на зиму – варим джемы и варенья
Особенные и праздничные дела:
1. По заданию Старшей мамы делаем мелкий ремонт мебели, игрушек и спортинвентаря
2. Считаем бюджеты праздничного стола и идем за покупками в магазин.
3. В субботу или воскресенье готовим праздничный полдник или обед в дополнение к обычному меню. Печем пироги, печенье, блины, делаем салаты. И устраиваем праздничные-воскресные посиделки.
И главное, испытываем гордость за наших самых умелых и самостоятельных детей!